
К вопросу о названии: вишенка или радость?
Название марки созвучно сразу с двумя словами, “cherry” (“вишня”) и “cheery” (“радостный”). Вдохновением для него, однако, стала фраза “ки рюи”, которую, по легенде, услышало руководство фабрики, мечтавшее о наладке автомобильного производства. Перевести это словосочетание можно как “высшее разрешение”, английская транскрипция иероглифов – “Quirui”. Слово “Quirui”, конечно, вряд ли бы было понятным западному покупателю, так что было принято решение о некотором изменении написания, именно так и появилась ныне известная всем “Chery”.
Такой подход, кстати, говорит очень многое о планах и смелости руководства фабрики, лишь единицы в те времена обращались к английским наименованиям, видели перспективу выхода на европейские, американские рынки. Что ж, вдвойне приятно, что столь серьезные планы удалось реализовать!
Первые шаги
Год основания Chery Automobile – 1997, именно тогда градоначальники города Уху, расположенного в провинции Аньхой, задумались, что неплохо было бы организовать у себя промышленное предприятие, способное повысить статус населенного пункта, дать ему множество рабочих мест. Государство одобрило такое решение, очень скоро в распоряжение местных властей поступила производственная линия от концерна Ford. Первые два года, однако, компания специализировалась только на выпуске ДВС, причем не самых новых. Китайский двигатель обозначался как SQR480, хотя, по сути, являлся полной копией американского Ford 1.6 CVH.
Дебютный автомобиль
Как и в случае с двигателем, китайская компания решила начать не с собственных разработок, а с уже проверенных временем решений. Модель A11, которая в КНР известна под множеством имен, от вполне местного “Fulwin” до чисто английского “Windcloud” стала копией SEAT Toledo, выпуск которого был налажен немецкими коллегами из Volkswagen с 1991 по 1998 годы.
Интересно, что китайцы предпочли копировать немецкую технику не официально, а скрытно, без официального взаимодействия с головным концерном. Все чертежи, запчасти поставлялись исключительно по договоренности между Chery и SEAT, руководители которого также не спешили предупреждать о своих сделках головной офис Volkswagen. В дальнейшем, это привело к судебному разбирательству, немцы все же прознали о сторонних манипуляциях своих партнеров, но китайцам удалось урегулировать все вопросы мирным путем. Мастерство дипломатии!
На рынок КНР A11, кстати, вышел только в 2001 году, спустя пару лет после наладки производства. Это объясняется сложностями с лицензированием, первое время автомобили использовались исключительно провинциальными службами. Впрочем, даже такая задержка не помешала A11 стать хитом продаж, благодаря невысокой цене, хорошей надежности, стилю и комфорту, именно с этого начался стремительный взлет Chery Automobile!
Покорение внешних рынков
Получение государственной лицензии открыло перед Chery Automobile новые горизонты. Сразу начались поставки A11 в Сирию, в 2003 официальная сеть открылась в Иране, параллельно велись разработки новых моделей. Собственного опыта у инженеров почти не было, так что за основу принимались уже проверенные временем автомобили, например, QQ, вышедший в 2003, очень напоминал популярный Daewoo Matiz, а Eastar – Magnus, опять же, от корейских коллег.
Для повышения качества продукции руководство заключало контракты с именитыми европейскими концернами, например, при поддержке лучших инженеров BOSCH была разработана технологичная коробка передач, а специалисты ACTECO помогли создать новые ДВС, мощные, экономичные, надежные и экологически чистые. Интерес к автомобилям по всему миру рос в геометрической прогрессии, официальные поставки велись и ведутся в десятки стран мира, более того, открылось немало заводов вне Китая, где организованы полноценные сборочные и производственные линии.
Chery Automobile — одна из ведущих китайских автомобилестроительных компаний, основанная в 1997 году в городе Уху провинции Аньхой. С момента своего основания компания прошла значительный путь развития, став одним из ключевых игроков на мировом автомобильном рынке.
История и развитие
Начало деятельности: Chery начала производство автомобилей в 1999 году с модели Chery A11, используя оборудование, приобретенное у завода Ford в Великобритании. Однако из-за отсутствия лицензии на выпуск автомобилей производство было временно остановлено.
Партнерство с SAIC: В 2001 году Chery продала 20% акций компании SAIC, что позволило ей легально выпускать автомобили. Первой успешной моделью стал седан Fulwin, который был дешевле аналогов от Volkswagen и быстро завоевал популярность.
Расширение модельного ряда: В 2003 году Chery представила модель QQ, которая стала одной из самых популярных в Китае. В 2005 году началось производство внедорожника Tiggo, который также получил широкое признание.
Международная экспансия: Chery активно развивала экспорт, начиная с 2001 года. К 2007 году компания экспортировала 120 тысяч автомобилей в 40 стран. В 2014 году был открыт завод в Бразилии, что укрепило позиции компании на международной арене.
Совместные предприятия: Chery сотрудничала с такими компаниями, как Israel Corporation, Chrysler, Fiat и Jaguar Land Rover. Наиболее успешным стало совместное предприятие с Israel Corporation, известное как Qoros.
Продажи и рыночные позиции
Рост продаж: В 2021 году Chery продала 959 тысяч автомобилей, из которых 41 тысяча пришлась на Россию. В 2023 году продажи компании достигли 1,88 миллиона автомобилей, что на 52,6% больше, чем в 2022 году. Экспорт составил 937 тысяч автомобилей.
Российский рынок: В России Chery начала продажи в 2005 году, а сборка автомобилей на заводе "Автотор" началась в 2006 году. В 2023 году Chery стала вторым по популярности брендом в России, продав 118 950 автомобилей. Наиболее популярными моделями стали Tiggo 7 Pro Max и Tiggo 4 Pro.
Инновации и технологии
Гибридные автомобили: Chery активно развивает гибридные технологии. В 2006 году компания представила гибридный седан A5, а в 2008 году заключила контракт с Johnson Controls-Saft на поставку аккумуляторов для гибридных автомобилей.
Электромобили: В 2009 году Chery представила электромобиль S18, а в 2023 году совместно с Huawei выпустила электромобиль Luxeed, оснащенный передовыми технологиями, включая автопилот Huawei ADS 2.0 и операционную систему HarmonyOS 4.
Текущая ситуация
Локальное производство в России: В 2024 году Chery организовала производство автомобилей на заводах бывших российских подразделений Mercedes-Benz, Volkswagen и Nissan. Это стало ответом на повышение пошлин, стимулирующих локализацию производства.
Рыночная доля: По итогам первых четырех месяцев 2024 года Chery заняла 9,6% рынка легковых автомобилей в России, продав 44 760 автомобилей.
Chery Automobile демонстрирует устойчивый рост как на внутреннем, так и на международном рынках. Компания активно инвестирует в инновации, включая гибридные и электрические технологии, что позволяет ей оставаться конкурентоспособной в условиях быстро меняющегося автомобильного рынка. Успехи Chery в России и других странах подтверждают ее статус одного из лидеров китайской автомобильной промышленности.