Как подключить китайские электромобили, все о зарядках GBT

1. Сначала нужно понять отличия быстрых DC и медленных АС зарядок для электромобилей и выбрать подходящую для себя

 

● AC (Alternate Current) - переменный ток

● DC (Direct Current) - постоянный ток.

Все электромобили заряжаются постоянным током, при зарядке используется выпрямитель, который преобразуют переменный ток в постоянный (подобное устройство есть внутри каждого электромобиля), но они имеют ограниченную пропускную мощность (до 22 кВт.). Для быстрой зарядки не обходим мощный и массивный преобразователь (зарядная станция с разъемом CHAdeMO, CCS, Tesla Supercharger)

Медленные зарядные станции АС - это коммутаторы переменного тока (до 22 кВт.) их функции:

zarjadnye-stancii avto 

● Согласование процесса зарядки с системой электромобиля

● Контроль мощности

● Безопасность - отвечает за экстренное отключение тока

Современные АС зарядные станции имеют функции: счетчик киловатт, таймер задержки, интеллектуальные функции управления нагрузкой (динамическая балансировка), подключение к облачным системам управления, мониторинг и т.д.

Быстрые зарядные станции DC:

Мощные преобразователи переменного тока (40-500 кВт) стоят на земле и подключаются напрямую к аккумуляторной батарее автомобиля через специальные разъемы, в которых есть силовые и сигнальные кабели.

zarjadnye-stancii avto zarjadnye-stancii avto

● Согласование процесса зарядки с системой электромобиля

● Контроль мощности

● Безопасность - отвечает за экстренное отключение тока

● Ограничивает и регулирует ток по командам от BMS (Battery Management System - система управления батареей) для избежания перегрузок и перегревов

● Отслеживает температуру разъемов

Все зарядные станции DC имеют счетчики, функции балансировки и подключаются к облачным системам управления, мониторинга, расчётов по OCPP (Open Charge Point Protocol).

Вы можете встретить обозначения:
● Mode 1 - самый слабый вид зарядки осуществляемый от бытовой сети, долго (современные электромобили будете заряжать двое суток т.к. в розетке до 5 кВт (после 5 Квт уже будет трехфазное подключение) но по факту в розетке может быть 1,5 кВт +/-.) и небезопасно, процесс происходит без специального оборудования, при помощи стандартной розетки и адаптера переменного тока.
● Mode 2 - это зарядка через небольшую переносную АС станцию.
● Mode 3 - зарядка более мощным током через стационарную.
● Mode 4 - это уже зарядные станции DC.

 

2. Разберемся в разъемах 

 

На китайских электромобилях будет разъем GB/T (GBT) он существует двух типов – для постоянного и переменного тока. Отличается высокой мощностью, в нашей стране практически не встречается, внешне похож на Type 2, но с ним не совместим. Большинство общественных зарядных станций (DC) установленные на территории России и СНГ оснащены розеткой Type 2, CHAdeMO, CCS. Но не стоит расстраиваться о том что у нас не европейский разъём Type 2 так как и для Type 2 нужен будет переходник на разъем CHAdeMO или CCS чтобы иметь возможность быстрой зарядки. Нужно будет приобрести адаптер для перехода с GB/T на CHAdeMO (цена примерно $1000)

 

3. Выберем подходящую зарядную станцию 

 

Так как у нас GBT а зарядные станции от известных брендов Siemens, ABB, Wallbox, Schneider Electric и другие имеют разъем Type 2 придется дополнительно приобрести переходник с Type 2 на GB/T - стоит $200 (при покупке электромобиля даем в подарок) или взять зарядку с GBT разъемом, например:

High-Voltage Portable EV Chargers - это портативное зарядное устройство для электромобилей может иметь вилку GB / T, Type 2 или Type 1. Он разработан для защиты от рисков зарядки, таких как перегрузка по току, перенапряжение, пониженное напряжение, утечка тока и перегрев, чтобы обеспечить безопасную зарядку электромобилей. IP67 водонепроницаемый, безопасно заряжать на улице, есть 7 кВт (32 А, 1 фаза), 11 кВт (16 А, 3 фазы) и 22 кВт (32 А, 3 фазы). Для более быстрой зарядки электромобилей предоставляется вешалка.

zarjadnye-stancii avto

 

4. Установим зарядную станцию

 

Если у вас частный дом то никаких проблем не возникнет, можно самому подключить станцию либо пригласить электрика. Важный момент если вы подключаете одну фазу то пропускная способность сети будет 7 кВт., если три фазы 22 кВт.

Многоквартирный дом, установка на прилегающей территории

Сообщите управляющей компании (УК/ТСЖ) о намерении установить зарядную станцию, выясните, откуда можно запитать зарядную станцию и сколько фаз, где можно установить дополнительный счетчик электроэнергии и как вызвать инспектора для его опломбирования. После напишите заявление в адрес вашей управляющей компании с просьбой согласовать установку, после всех процедур выбрать монтажную организацию для установки.

Установка в подземном паркинге

Тут проблема в кривом законе от 2013 на запрет на размещение "зарядных и пусковых электроприборов и устройств автономного и стационарного исполнения" на подземных автостоянках, закреплен в пункте 6.4.5 (Встроенные подземные автостоянки). Он разрабатывался для обычных щелочных аккумуляторов, которые могут выделят водород при зарядке, а значит взрывоопасны. Ожидается что в 2022 году в него внесут поправки. Но всегда есть возможность договориться с управляющей компанией, предоставив техническую документацию на электромобиль и зарядную станцию.

zarjadnye-stancii

 

5. Рекомендации по эксплуатации электромобилей

 

Постоянное использование быстрых зарядок, высокие токи и нагрев в процессе быстрой зарядки негативно влияют на состояние аккумулятора. Лучше всего заряжать автомобиль от трех часов и дольше. У себя дома используйте AC зарядные станции (до 22 кВт.). Следите чтоб автомобиль не разрядился в ноль, лучше всегда оставлять 15-20 % зарядки. Литий-ионные батареи такого не одобряют. Батарея имеет свойство разряжаться, если собрались уехать на долго то зарядите авто на максимум.
Батареи хорошо себя чувствует при температурах от - 15 до + 35 градусов, поэтому большинство российских регионов комфортная зона для электромобилей. При такой эксплуатации батарея прослужит минимум восемь лет. 

Используйте приложение PlugShare для поиска зарядных станций.

 

6. Разберем подробнее характеристики gb/t (gbt)

 

zarjadnye-stancii avto

Слева медленная (AC), справа быстрая (DC). Существует версия GB/T 20234.2 2011 года и версия 2015 года.


Разъем для зарядки переменного тока GB/T 20234.2 физически совпадает с разъемом IEC Type 2 но в Китае штекер: папа и разъем автомобиля: папа. Спецификация Type 2 требует вход: мама. 


 gb/t (gbt) - ac характеристики:
● одна фаза (три фазы зарезервированы) - максимальная мощность 50 кВт.
● 16А, 32А
● 250 В / 400 В
● 7- контактный, механический замок (дополнительный электронный замок)
● штекер: папа
● разъем автомобиля: папа

Китай использует только однофазную часть переменного тока, которую может сделать разъем IEC Type 2. Два из доступных разъемов просто не используются. В то время как разъем IEC Type 2 поддерживает однофазную зарядку переменного, трехфазного переменного и постоянного тока, GB/T 20234.2 поддерживает только однофазный переменный ток.

 

zarjadnye-stancii avto

Разъем для постоянного тока, порт выглядит как порт CHAdeMO, но это порт, специфичный для GB/T. Максимальная мощность 237.5 кВт.

Два больших контакта предназначены для соединений постоянного тока, средний штифт в нижнем ряду предназначен для заземления, два контакта с маркировкой CC1 и CC2 предназначены для управления зарядным соединением, две линии S- и S+ используются для передачи другой управляя информации они используют CANBUS в качестве протокола управления, как это делается в CHAdeMO. Наконец, линии A+ и A- предназначены для дополнительного питания.

 

zarjadnye-stancii avto

 

Левый порт на этом фото обрабатывает зарядку переменного тока, правый порт обрабатывает зарядку постоянного тока, GB/T 20234.3 -2011 

 

zarjadnye-stancii avto

Все типы существующих разъемов

Разрабатывается на 900 кВт. (ChaoJi) - это будет новый стандарт разработанный вместе с Японцами