
Denza (китайский: 腾势; пиньинь: Téngshì) — китайский автомобильный бренд, специализирующийся на производстве премиальных подключаемых гибридных и полностью электрических автомобилей. Бренд был основан в 2010 году как совместное предприятие между китайской компанией BYD Auto и немецким автоконцерном Daimler AG (ныне Mercedes-Benz Group). В 2021 году произошла реструктуризация, в результате которой BYD увеличила свою долю до 90%, а Mercedes-Benz сократил свою долю до 10%. В сентябре 2024 года Mercedes-Benz полностью вышел из совместного предприятия, передав оставшиеся 10% акций BYD.
История бренда Denza
Ранний период (2010–2021)
Основание: Denza была создана в мае 2010 года как совместное предприятие BYD и Daimler AG. Целью компании стало производство электромобилей премиум-класса для китайского рынка.
Первый концепт: В 2012 году на автосалоне в Пекине был представлен первый концепт-кар Denza, который позиционировался как электрический автомобиль класса люкс.
Первая модель: В декабре 2014 года Denza выпустила свой первый серийный электромобиль — Denza EV. Модель была доступна в ограниченном количестве городов Китая, таких как Пекин, Шанхай и Шэньчжэнь. Покупатели могли получить государственные субсидии, что делало автомобиль более доступным.
Рестайлинг: В 2018 году Denza EV был обновлен и переименован в Denza 500.
Denza X: В 2019 году была представлена вторая модель бренда — Denza X, основанная на платформе BYD Tang второго поколения. Автомобиль разрабатывался при участии дизайнеров Mercedes-Benz.
Реструктуризация (2021–настоящее время)
Изменение структуры собственности: В декабре 2021 года Mercedes-Benz сократил свою долю в Denza с 50% до 10%, а BYD увеличил свою долю до 90%. Совместное предприятие было переименовано в Shenzhen Denza New Energy Vehicle Co., Ltd..
Новые модели: После реструктуризации Denza начала активно расширять модельный ряд. В августе 2022 года был представлен минивэн Denza D9, доступный в версиях с подключаемым гибридом (PHEV) и полностью электрическим приводом (BEV). В 2023 году были представлены внедорожники Denza N7 и Denza N8, а также полноразмерный автомобиль Denza Z9.
Выход Mercedes-Benz: В сентябре 2024 года Mercedes-Benz полностью вышел из совместного предприятия, передав оставшиеся 10% акций BYD. Denza стала дочерней компанией BYD.
Текущий модельный ряд Denza
- Denza D9 (2022–настоящее время): полноразмерный минивэн, доступный в версиях PHEV и BEV.
- Denza N7 (2023–настоящее время): среднеразмерный внедорожник, полностью электрический (BEV).
- Denza N8 (2023–настоящее время): крупный внедорожник, основанный на Denza X.
- Denza Z9 (2024–настоящее время): полноразмерный автомобиль, доступный в версиях PHEV и BEV.
- Denza Z9 GT (2024–настоящее время): полноразмерный фастбэк, доступный в версиях PHEV и BEV.
Расширение на международные рынки
Гонконг: В июне 2024 года Denza начала продажи праворульной версии Denza D9 EV в Гонконге. Бренд также открыл свой первый флагманский магазин в районе Коулун Бэй, что стало первым шагом для выхода за пределы материкового Китая.
Технологии и инновации
Denza активно использует технологии BYD, включая аккумуляторные батареи и системы электропривода. Модели бренда оснащаются современными системами автономного вождения, мультимедийными системами и передовыми решениями в области безопасности.
Denza — это пример успешного сотрудничества китайского и европейского автопроизводителей, которое переросло в самостоятельный бренд, ориентированный на производство премиальных электромобилей. После реструктуризации и выхода Mercedes-Benz из совместного предприятия Denza продолжает развиваться под руководством BYD, расширяя модельный ряд и выходя на новые рынки.