Автомобили Smart: история бренда
Smart – молодая марка компактных автомобилей, с каждым годом пользующихся все большим спросом. Неудивительно, ведь даже для парковки малогабаритного седана на городских улицах порой сложно найти место, что уж говорить о кроссоверах и внедорожниках. Smart – совсем другое дело, его легко припарковать даже в условиях крайне ограниченного пространства. Второе преимущество компактности – минимальный топливный расход, что очень важно, с учетом постоянно растущей цены на бензин.
Как возникла идея создать столь необычное транспортное средство? Кто является ее автором? История бренда заслуживает подробного рассмотрения!
Рождение Smart
Выпуск дебютного мини-автомобиля датирован 1998 годом, но история марки берет свое начало гораздо раньше. Идея создания личного транспортного средства, которое окажется максимально компактным, принадлежит швейцарскому часовому мастеру Николасу Хайеку. Еще в 80-х Николас создавал чертежи, пытался продумать все тонкости, чтобы готовая техника на 100% соответствовала его требованиям и представлениям, смогла сохранить сам дух автомобиля, оказаться максимально комфортной, безопасной, современной.
В 1991 году изобретателю удалось заключить контракт с Volkswagen, однако, очень скоро он был разорван. Немцы не заинтересовались разработками Николаса. Специалист не смог найти поддержки и у других гигантов рынка, его предложение отвергли Audi и BMW.
Сотрудничество с Mercedes
Поворотной точкой в жизни нового бренда стал 1994 год, когда Хайек смог подписать контракт с концерном Daimler-Benz. Наверное, тогда никто и представить не мог, насколько успешным окажется сотрудничество.
Итак, именно в 1994 было официально организовано предприятие “Micro Compact Car”, в состав которого вошло два подразделения:
- “Micro Compact Car GmBH”, зоной ответственности которого стала разработка и производство техники;
- “SMH auto SA”, специализирующееся на дизайне, оформлении, ходовой части.
В 1997 открылись двери первого завода, работающего над выпуском Smart. В это же время планировался и выпуск дебютной модели, но тесты показали, что ходовая часть требует доработки, так что выхода Smart City Coupe пришлось отложить до следующего года. Техника на 100% соответствовала задумке, длина составила всего 2.5 метра, что позволило легко маневрировать на тесных улочках. Несмотря на компактность, автомобиль оказался безопасным, вполне сопоставимым по уровню защиты водителя и пассажиров с крупноразмерными версиями, и динамичным, мощности 600-кубового мотора вполне хватало для разгона легкого транспорта.
Покорение рынков
В 1999 году подразделение, возглавляемое швейцарским специалистом, приняло решение о прекращении участия в разработках новых Smart. Причиной стали разногласия: Николас полагал, что на столь современном автомобиле необходимо использовать исключительно гибридные двигатели, тогда как инженеры Daimler-Benz продолжали ориентироваться на классические бензиновые. Со временем название было сменено на “Smart GmbH”, а все офисы в Швейцарии – закрыты.
Несмотря на такие структурные, юридические изменения, компания продолжала радовать своих поклонников выходом новых моделей. Настоящей легендой стала модель ForFour, удивляющая, в первую очередь, очень просторным салоном. Среди удачных модификаций, впрочем, были и неудачные. Яркий пример тому – Roadster, выпуск которой велся всего 2 года, с 2003 по 2005. Несмотря на стильный необычный дизайн, мощный двигатель, явный акцент на гоночных характеристиках, производство пришлось закрыть, так как техника не отвечала актуальным требованиям по безопасности.
Моделью-долгожительницей стала Fortwo. По сути, она – это дебютная City Coupe, выпущенная еще в 1998, но с небольшими доработками и изменениями. Сейчас актуальной является третья генерация Fortwo, покупателям на выбор предлагается несколько двигателей, в том числе не только бензиновые, но и электрические. Все большее внимания уделяется безопасности, в конструкции кузова используются технологичные сплавы, выдерживающие огромные механические нагрузки. В комбинации с подушками безопасности, электронными системами стабилизации такое решение обеспечивает максимальный уровень защиты водителю и пассажирам.
Интересно, что в каталогах Smart можно найти модели, ориентированные не только на мировые рынки, но и на конкретные страны. Пример тому – K, разработанная специально для Японии. Не обделены вниманием и необычные кузова, например, Crossblade – это компактный кабриолет от Smart, позволяющий получить максимум удовольствия от поездки, насладиться скоростью, почувствовать свободу.
Сотрудничество с Geely
В 2019 году немецкий концерн объявил о начале
сотрудничества с китайским гигантом Geely. Сумма сделки
составила более 800 миллионов долларов. В рамках партнерства был создан новый
завод в КНР, разработаны новые модели. В 2022 миру была представлена версия Smart 1, проектирование
и производство которой было поручено китайским специалистам, а разработка
дизайнерского решения – немецким. Электромобиль оказался более габаритным, в сравнении с обычными Smart, но все же остался компактным, подходящим для самых тесных улиц. Увеличение размеров позволило использовать более мощные двигатели (конечно, электрические, в соответствии с самыми современными тенденциями). Максимальная версия комплектуется моторами общей мощностью 422 лошадиные силы, стандартная – 268. Как и прежде, огромное внимание уделено безопасности, тестирование по стандартам Euro NCAP показало соответствие максимальным 5 звездам. Об электронной начинке не стоит и говорить, водителю представлен высокотехнологичный бортовой компьютер с огромными сенсорными панелями, множество функций, обеспечивающих комфорт поездки. В общем, Smart принадлежит к числу активно развивающихся марок, в ближайшее время можно ожидать появления новых моделей.